ВОПРОСЫ УЧАСТНИКАМ СЕМИНАРА «МЕСТО ИСКУССТВА»
В преддверии выпуска первого журнала всем участникам семинара «Место искусства» было предложено ответить на три коротких вопроса, которые кажутся нам наиболее интересными и противоречивыми в контексте разговора о «центре» и «периферии»:
1. Где искать центр, а где — периферию?
2. Современное искусство — в центре или на периферии?
3. Как изучать периферию, находясь в центре?
Ниже мы публикуем некоторые ответы на эти вопросы
Где искать центр, а где — периферию?
Кажется, что такое деление достаточно условно, в силу того что выделение конкретных критериев центра и периферии для данной области очень условно. Гипотетически, возможно использовать комплексный критерий, состоящий из таких показателей как: объемы появления работ, наличие признанных специалистов/художников, вес/сила работ, общественная реакция и тому подобные. Однако, и его объективность также сомнительна.
Александр Ильин, заведующий Патентного бюро НИУ ВШЭ
В первую очередь, в себе. Центр и периферию я все чаще обозначаю для себя как способ мышления, определяющий тебя либо как свободного, либо как подчиненного, в самом широком смысле этих понятий.
Полина Лукина, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Сначала мне казалось, что невозможно мыслить центр и периферию без привязки к месту и что периферия — это всегда торжество локального. На семинаре мы обсуждали Рижскую биеннале в контексте возможных пониманий периферии. При обсуждении мы затрагивали моменты, связанные с тем, как устроен каталог, как происходило общение с посетителями, как осуществлялось финансирование. Говоря о той же биеннале в контексте обсуждения центра, мы обращались к производству смыслов и идей.
Татьяна Миронова, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
На мой взгляд, оппозиция «центр» / «периферия» сегодня ощущается жителем России как никогда болезненно. «Центр» можно найти не только в формальных показателях, но и в способах работы с этой проблематикой. Вполне вероятно, что исследование, делающее акцент на такой оппозиции, воспринимается не иначе, как колониальное «из центра» как раз потому, что периферия ощущается здесь как «слабый», изучаемый с позиции силы.
Кристина Пестова, независимый исследователь, Москва
Смотря какими качествами мы наделяем и то и другое определение. На мой взгляд, так называемый «центр» — это лишь удачное сочетание времени и ресурсов (творческих и финансовых), то есть некое средоточие «здесь и сейчас». Центр может появиться где угодно в зависимости от внутренней художественной ситуации. Соответственно автоматически появляется и условная «периферия», где определенный ресурс или оба ресурса в данный момент менее выражены, однако, это не значит, что качественно ниже. То есть относительно действительных художественных процессов все очень условно и временно. Например, Ленинград, а ныне Питер, в свое время был активным «центром», средоточием ресурсов и новаторства в области современного искусства и музыки. Сейчас другая картина.
Мария Корчагина, независимый исследователь, Москва
Где-то где большое скопление масс — центр, периферия — там где поменьше.
Марина Сазоненко, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Мне кажется, центр — это место, куда стремятся художники (в том числе).
Или центр там, где есть институции значимые. Может быть, место центра периодически меняется в зависимости от моды?
Аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Географически? Как романтик и космополит, я бы сказала, что центр — в душе художника, как циник — там, где деньги и тусовка.
Анастасия Курляндцева, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Там, где об этом ведется разговор. Где проблематизируется этот вопрос и ставится в центр внимания. Анастасия Нефёдова, РГГУ, факультет истории искусства, магистерская программа «кураторство художественных проектов»
Разделение на центр и периферию возможно не только в сугубо географическом плане. Разные площадки могут являться центром, к которому направлено внимание. В центре внимания, гипотетически, может оказаться и то, что изначально было представлено на периферии — перемещаясь в географический центр, попадая в центр внимания — это есть художники и объекты, к которым привлечено основное внимание исследователей. Таким образом, можно по-разному дифференцировать обозначение центра и периферии.
Софья Фёдорова, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Современное искусство — в центре или на периферии?
Оно везде.
Александр Ильин, заведующий Патентного бюро НИУ ВШЭ
Хорошее искусство — вне этой парадигмы, оно не стремится ответить на все вопросы и не прикрывается локальной экзотикой.
Полина Лукина, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Спекуляция на центре как эксперте и периферии как носителе истинной истории фабрикует большое количество проектов, работающих по одной схеме. Не уверена, что для меня до конца решен вопрос с определением центра и периферии, и хочется просто снять эту оппозицию в контексте современного искусства.
Татьяна Миронова, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Аудитория и места для показа — в центре. Современное искусство заигрывает с локальностью, но вряд ли принадлежит такой оппозиции.
Кристина Пестова, независимый исследователь, Москва
Искусство везде, определения ведь условны.
Мария Корчагина, независимый исследователь, Москва
В центре, но родом с периферии.
Марина Сазоненко, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Современное искусство в результате попадает в сеть. Сеть — это и есть центр.
Аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Географически современное искусство может быть где угодно. А концептуально оно должно быть, очевидно, в авангарде художественной мысли. Как «Город» Майкла Хейзера из забытой богом невадской пустыни, который он строит 50 лет и никому не показывает.
Анастасия Курляндцева, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Современное искусство вне центров и периферий.
Анастасия Нефёдова, РГГУ, факультет истории искусства, магистерская программа «кураторство художественных проектов»
Центр — это есть те самые галереи и проекты, у которых большие возможности, в том числе для привлечения общественного внимания. Перемещаясь из периферии в центр, объекты искусства осознаются обществом как более значимые, представляющие ценность, таким образом современное искусство может быть и на периферии. Когда оно выхвачено вниманием, об объекте становится известно и на уровне центра.
Софья Фёдорова, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Как изучать периферию, находясь в центре?
На мой взгляд, стоить максимально «вживаться» в условия периферии настолько, насколько это возможно. Таким образом возможно приближение изучающего к объективной точке зрения. Однако, также стоит отметить, что достичь идеально объективной точки зрения таким образом невозможно, поскольку опыт или позиция центра, в любом случае будет оказывать существенное влияние на анализ.
Александр Ильин, заведующий Патентного бюро НИУ ВШЭ
«Ни любви, ни тоски, ни жалости», в первую очередь, по отношению к себе. Для меня на данный момент решение этой проблемы видится только в постоянной смене точки зрения, в том числе географической. Чем более гибким и адаптирующимся будет исследователь, тем ближе он к объективности.
Полина Лукина, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Мне кажется, выстраивая повседневную жизнь в других местах и условиях, можно перестать «бояться» периферии. Когда художник и исследователь работает с собственным опытом проживания территории, а не превращает поездку в экспедицию за историей места, тогда можно говорить о стирании границ центра и периферии, но при этом о сохранении локального.
Татьяна Миронова, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Наверное, вопрос можно задать и по-другому: стоит ли изучать периферию, находясь в центре? Порой мне кажется, что гораздо важнее дать периферии «говорить» и создать такие условия, в которых это будет возможно.
Кристина Пестова, независимый исследователь, Москва
Думаю, объективной оценки по итогу добиться невозможно, но без диалога и совместного исследования двух условных сторон сложно выдать адекватную картину. Наверное, необходим какой-то комплексный подход: внутренний взгляд + сторонняя независимая оценка.
Мария Корчагина, независимый исследователь, Москва
Наверное никак, либо брать конкретный регион и в «полях»
Марина Сазоненко, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Не очень понятно как. Нужно понимать ситуацию изнутри, контекст. Или спросить контекст у художника, если это возможно.
Аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Как мне кажется, рецептов может быть несколько. И, думаю, что в первую очередь надо исходить из выбора картины мира, методологии и определения понятий «центра» и «периферия».
Анастасия Курляндцева, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну
Думаю, что нужно абстрагироваться от своего нахождения и рассмотреть ситуацию в целом и в частности, с разных точек зрения, стараясь быть независимым по отношению к обоим полюсам. Попытаться полностью погрузиться в контекст и изучить историческую взаимосвязь событий.
Анастасия Нефёдова, РГГУ, факультет истории искусства, магистерская программа «кураторство художественных проектов»
Искать разные подходы к формированию этих понятий. Искать причинно-следственные связи. Аккумулировать движение, циркуляцию, чтобы объекты из периферии перемещались в центр и наоборот.
Сам по себе вопрос, что есть центр и периферия, поднимаемый исследователями, перемещает фокус внимания и дает возможность не просто изучать, но еще и расширять эти понятия, выявляя новые подходы к изучению.
Софья Фёдорова, аспирант Школы дизайна НИУ ВШЭ, Аспирантура по искусству и дизайну